В столичном музее Тараса Шевченко открылась экспозиция «Художники и война». На ней представлены мощные карикатуры на Путина — авторства известного украинского художника-карикатуриста Владимира Казаневского. Его антивоенные карикатуры были опубликованы в США, Франции, Японии. Фокус расскажет о впечатлении, которое производят эти работы.

Чтобы подчеркнуть уровень изданий, в которых публиковались антивоенные рисунки Казаневского упомянем, что в США это был The Washington Post, а во Франции — Le Monde. Экспозиции с этими рисунками проходили в 2022-2023 годах во Франции, Италии, Японии, Словакии, Норвегии и вот – в Украине.

Всего у Владимира в арсенале более 90 Гран-при и полтысячи премий, полученных в десятках странах. Уже за антивоенные карикатуры ему дали премию имени Кофи Аннана в 2022 году в Швейцарии, а в Великобритании он был награжден Премией солидарности политических карикатуристов с формулировкой «За мастерство, креативность и мужество».

Казаневский издал несколько графических романов – это истории в карикатурах без слов: «Воспоминания пожилого амура», «Головы», «Шея», «Безумцы». После масштабного вторжения РФ в Украину у него вышло два альбома-книги: «Падение Динозаврии» ( была задумана до вторжения) и «Нутро войны».

По поводу антипутинского, антивоенного цикла, который представлен сейчас в Музее Шевченко, художник говорит: «Вообще-то я к политической карикатуре редко обращался. Мое основное творчество принадлежит к так называемой «философской карикатуре». Но после 24 февраля 2022 года я не мог ни о чем другом думать и ничего другого рисовать, как карикатуры антивоенного содержания».

На мой взгляд жанр Казаневского – это «аналитическая карикатура». Он всегда показывал, что может случиться с гомо сапиенс, если убрать вторую составляющую определения — «разумный». По сути, творчество мастера обозначается фразой по названию офорта Франциско Гойи: «Сон разума рождает чудовищ». А здесь Путин совершил настоящее безумие, развязав против Украины кровавую войну, поэтому Казаневский сразу стал просеивать это страшное событие сквозь свою образную систему координат.

«Через меня шел прямо поток антипутинских карикатур, — делится Владимир с Фокусом, — иногда по несколько рисунков в день. И в мире, конечно, на них был большой отклик. Я давал брифинги по всей Европе. Газета The Washington Post у меня взяла обширное интервью. Больше года меня эта антивоенная, антипутинская тема не отпускала. Как вы видите, большинство рисунков – без слов, как принято, было и в нашей украинской философской карикатуре: их сюжет понятен без перевода».

То из головы российского диктатора несется цепочка танков, то его голова — в форме пассатижей: она пытается разгрызть орешек Земли.

Жанр Казаневского – это аналитическая карикатура

Фото: Константин Рылев

То Путин сидит в подземном бункере и трусливо наблюдает за войной в перископ в виде буквы «Z». Много работ посвящено одурманиванию пропагандой мозгов россиян и множество рисунков, где присутствует смерть с косой.

Владимир Казаневский. Без слов

Фото: Константин Рылев

Более оптимистичная работа, когда игральную карту с солдатом со свастикой «Z» бьет карта с изображением американской ракетной установки HIMARS.

Владимир Казаневский. Без слов

Фото: Константин Рылев

Еще больше оптимизма в рисунке из альбома «Нутро войны» (который тут представлен), где огромный российский корабль под названием «Титаник», нарывается на маленький айсберг под названием «Украина».

Путин на «Титанике». Карикатура Владимира Казаневского

Фото: Константин Рылев

На открытие пришло несколько десятков человек. Казаневский провел по своим работам подробную экскурсию.

Экскурсия Владимира Казаневского по антипутинскому циклу карикатур

Фото: Константин Рылев

Часть выставки отдана под старые, уже классические философские работы художника.

Философские карикатуры Владимира Казаневского

Фото: Константин Рылев

На экспозиции представлены и работы сына карикатуриста — живописца Вячеслава Казаневского. Его творчество можно отнести к фрактал-арту. Из его работ мне больше всего запомнилась фигура украинского солдата под названием «Феррум», символизирующая несгибаемость ВСУ.

Вячеслав Казаневский, «Живое», «Феррум»

Фото: Константин Рылев

Выставка продлится до 21 апреля.

Важно

Феномен Александра Ройтбурда. Почему девушки ломятся на выставку в центре Киева: это надо видеть

от myua