Киевская правда

Главная интрига «Оскар-2024»: Миядзаки против Pixar, чей мультфильм назовут лучшим

Какие мультфильмы считают главными фаворитами на «Оскар»

Меньше месяца осталось до церемонии награждения премии «Оскар». И пока все спорят, сколько статуэток соберет «Оппенгеймер» пропускают более весомую дуэль этого года. А она произойдет в номинации «Лучший анимационный фильм». Здесь главными претендентами на победу являются прощальный мультфильм мэтра японской и мировой анимации Хаяо Миядзаки и самой успешной анимационной студии XXI века Pixar, которая раз в два года получает «Оскар». «Телеграф» разобрал шансы на победу главных конкурентов.

Награды за прощание и ручную работу
Больше шансов на победу сейчас у мультфильма Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Но это скорее дань мастеру, нежели оценка качества. Хотя мультфильм хороший и, в любом случае, его посмотреть стоит. К тому же, мало кто получал два «Оскара». У Миядзаки они есть — за «Унесенные призраками» и «За оказание глубокого влияния на мировую анимацию».

В этом году Миядзаки исполнилось 83 года, поэтому неудивительно, что еще в 2017 году, начав работу над этой картиной, его продюсер объявил, что это будет прощальная полнометражная работа культового режиссера. И, с тех пор, он делал по минуте в месяц, иногда ускоряясь. Хотя раньше Хаяо работал со скоростью 10 минут анимации в месяц. Но это и есть одна из главных фишек. В отличие от всех остальных мультфильмов номинированных в этом году на «Оскар» этот нарисован вручную, без компьютерных технологий.

Режиссер часто касался в своих мультфильмах темы войны. Поскольку он родился в 1941 году, то это чаще рефлексии связанные с его детскими переживаниями. Когда ребенок ищет защиты, как в «Шагающем замке». Поэтому актуальнее на сегодняшний момент тему просто не найти.

Здесь он вновь обращается к этой проблеме, хотя ужасы войны показаны лишь в самом начале, когда мать главного героя, мальчика Махито Маки, гибнет в больнице во время бомбардировки. А далее режиссер показывает, как в его представлении выглядит жизнь после смерти. Главный герой отправляется туда вместе с цаплей, чтобы найти мать и ее сестру, которая стала для него приемной матерью. И этот мир выглядит у него довольно странным. Он населен не только умершими людьми, но и гигантскими попугаями-людоедами и пеликанами, которые питаются душами еще не рожденных детей.

Этот мир своей странностью очень похож на тот, который режиссер создал в «Унесенных призраками». Кстати, отсылов к прежним его мультфильмам поклонники могут найти предостаточно. Но главный из них, это старуха с бородавкой на лице. Этот персонаж у него кочует из мультфильма в мультфильм. И еще один отсыл, это любовь Миядзаки к самолетам, которую он сполна показал в «Ветер крепчает». Напомним, что в нем он рассказывал о японском авиаконструкторе, который накануне Второй Мировой войны строит мирный красивый самолет мечты, а не военный бомбардировщик. А тут отец главного героя является владельцем завода на котором строят кабины для самолетов.

В целом, «Мальчик и птица» очень символична и содержит много метафор, которые европейскому зрителю, плохо знающему японскую мифологию, трудно понять. Наверное, это и есть главный минус его работы. Она хороша для внутреннего рынка, но не достаточно понятна для мирового. Хотя универсальности ей придает тема войны. Хотя и без знания мифологии понятны отдельные диалоги, когда намеками речь заходит о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. И в этом контексте он говорит о хрупкости и неустойчивости мира, который строят его герои и строим мы. О том, что наша жизнь и так почти всегда на волоске.

Теперь, как следствие, «Мальчик и птица» получает различные награды, включая «Золотой глобус», который называют репетицией «Оскара». Поэтому вероятность того, что эта работа получит награду американской киноакадемии можно оценивать как 7 из 10. Все-таки, не всегда победители этих двух премий совпадают.

Кто на новенького
Pixar в этом году сделали ставку на «Стихии» («Элементарно»). Как всегда, мультфильм посвящен многим самым актуальным социальным проблемам. На этот раз это расовая дискриминация. Однако это о проблемах не афроамериканцев, а китайцев живущих в США. Но это только общий «зонтик» под которым режиссер рассматривает еще много других проблем — от экологии, до проблем с самореализацией у молодых людей.

Казалось бы, очень актуально и «Оскар» должен быть у них практически в кармане. Но проблема в том, что мультфильм придумал и снял режиссер Питер Сон. До этого у него была лишь одна полнометражная, не очень удачная работа «Хороший динозавр». Она провалилась в прокате и не произвела фурора как среди зрителей, так и среди профи. Гораздо заметнее был его короткомежный мультфильм «Переменная облачность» об аисте, который приносит на землю детей всем существам. Это не помешало продюсерам студии выделить 200 миллионов долларов на картину, что стало самым высоким бюджетом для мультфильмов студии Pixar.

Однако и эту картину критики восприняли без энтузиазма. По их мнению она проигрывает остальным пиксаровским работам, которые выдвигались на «Оскар».

Тем ни менее в оригинальности образов автору не откажешь. Обычно это уже знакомые в том или ином виде сказочные персонажи, люди, животные или игрушки. А на этот раз Сон разделил всех на стихии — огонь, вода, земля и воздух. Трудно придумать лучшую параллель с людьми, которые никак не могут найти взаимопонимания по массе вопросов, включая этническое происхождение. Да и сам сюжет, отчасти, напоминает классическую драму «Ромео и Джульетта». Девушка из огненной стихии, решительная, напористая, но с тягой к искусству. А парень, который в нее влюбился, представитель водной стихии. Он более романтичен и пока плывет по течению. Получается, полная несовместимость. Да и родители девушки принципиально против того, чтобы их дочь связалась с «иноверцем».

Мультфильм хоть и был уже в украинском прокате, но тем кто не видел, все равно стоит посмотреть.

Проблема у этой работы существует в большей степени в головах критиков и академиков, нежели зрителей. Он принес неплохую прибыль и имеет достаточно высокую оценку на киносайте iMDb — 7.

В итоге, «Стихии» претендуют на многие награды — от «Оскара» до призов от профессиональных ассоциаций. Но пока ни одной победы. Так что шансы этого мультфильма можно оценить как 3 из 10.

Мультфильм для ЛГБТ
Есть еще один, не такой явный претендент на «Оскар» — «Нимона», снятый для Netflix. Этот мультфильм несколько лет сопровождали проблемы вплоть до закрытия проекта после того, как The Walt Disney Company поглотили 21st Century Fox. Новым боссам тогда не понравилось, что в детском мультфильме уделено много внимания вопросам ЛГБТ. Главные герои мужчины по сути являются парой. Зато теперь это хорошо перекликается с новыми требованиями американской киноакадемии. Согласно им в фильме обязательно должны быть представители ЛГБТ. Однако, если этот мультфильм и получит награду, то явно не за это. В нем тоже подымается важная социальная проблема — боязнь неизвестного и мифотворчество, которое, порой, формирует неправильное отношение к его героям. Дескать, не тех существ мы считаем монстрами, человек гораздо страшнее.

Сюжет здесь довольно интригующий. В день посвящения в рыцари первого простолюдина от его сеча гибнет королева. Юноше удается скрыться, но на него начинается охота. А он свое расследование, чтобы выяснить, кто реально убил королеву. Но от него отвернулся даже лучший друг. Зато появилась неожиданная помощница — девочка по имени Нимона. Она способна превращаться в кого угодно и обладает такими силами, что справиться с ней невозможно никому.

Зрительская оценка на iMDb у мультфильма тоже неплохая — 7,4. Это всего на 0,2 меньше, чем у «Мальчика и птицы». Так что 11 марта киноманов еще может ждать в этой номинации сюрприз. Поэтому шансы этого мультфильма тоже можно оценить как 3 из 10.