Киевская правда

“Баллада о змеях и певчих птицах”: и снова голодные игры, и снова дежавю

Приквел “Голодных игр”: при чем здесь вышиванка и “Игра престолов”

После резвого старта в прокате ажиотаж вокруг фильма “Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах” спадает. Тем не менее в Украине эта картина остается пока лидером кассовых сборов, и это неудивительно. В этой антиутопии мы вновь можем увидеть много параллелей с сегодняшним днем.

Аллюзии на СССР
В 2014 году, когда в прокат вышла первая часть фильма “Голодные игры: Сойка-пересмешница”, у многих украинских зрителей было ощущение дежавю. На экране разворачивались события зарождения революции в постапокалиптическом мире (государство Панем, образованное на месте США). В Украине фильм оставил особый отпечаток на фоне событий на Майдане. Были даже и те, кто утверждал, что все это неспроста.

Теперь в приквеле “Голодных игр” – “Балладе о змеях и певчих птицах” (основанном на одноименном романе Сьюзен Коллинз 2020 года) мы видим новые аллюзии. Естественно, через призму войны России против Украины.

Тем более что этот приквел посвящен теме рождения диктатора. Здесь будущий президент Панема Кориолан Сноу еще студент и кажется позитивным героем.

Визуальный стиль фильма основан на послевоенной ситуации, где разруха до боли напоминает кадры прифронтовых городов Украины – Бахмута, Изюма и других.

И даже мелкие детали, такие как вышиванка, надетая на главную героиню Люси Грей Бэйрд, усиливает эффект дежавю.

Honor Gillies as Barb Azure, Konstantin Taffet as Clerk Carmine and Rachel Zegler as Lucy Gray Baird in The Hunger Games: The Ballad of Songbirds and Snakes. Photo Credit: Murray Close

Насколько сознательно это сделал режиссер Фрэнсис Лоуренс, сказать трудно. Он ставил задачу своей команде показать последствия разрушительной войны, и во многом они опирались на то, как выглядела Америка в пятидесятые годы прошлого века. Но именно в костюмах и антураже часто встречаются символы тоталитарного СССР. От проскальзывающих за пару секунд плакатов, на которых изображены какие-то лица в стиле соцреализма, до красных костюмов учащихся в академии.

Но главная параллель с СССР заключается в том, что при внешней яркости жизни в Панеме бедны практически все, за исключением отдельной горстки людей.

Есть еще и очень много от современного телевидения в целом. Особенно когда речь идет о реалити- или талант-шоу. Сюжет фильма как раз построен вокруг шоу на выживание. А юный Сноу, вынуждено став ментором одной из участниц, предлагает ряд нововведений, чтобы шоу заиграло новыми красками и вернуло себе высокие рейтинги просмотров. Например, он предлагает рассказывать истории жизни участников, чтобы люди проникшись ими более рьяно, за них болели. Это очень напоминает последние сезоны “Голоса країни”, когда на шоу побеждает не голосистый участник, а тот, у кого самая душещипательная история.

След “Игры престолов”
Для того чтобы привлечь дополнительное внимание зрителей, в картину пригласили сыграть роль второго плана звезду “Игры престолов” Питера Динклэйджа, который играет здесь директора Каска Хайботтома. Уловка в какой-то мере, конечно же, сработала. Но проблема в том, что никаких новых красок актер в образ своего героя не привнес. Такое впечатление, что режиссер решил для себя перенести в свою картину персонажа из дома Ланнистеров. Этот герой, как и Тирион, постоянно пьет и, имея хорошие мозги, иногда нетривиально рассуждает. На этом его функция и заканчивается.

Главного героя кинокартины, Кориолана Сноу, играет новый для массового зрителя актер Том Блайт. Он органично вписывается в повествование, одновременно выступая в амплуа секс-символа, романтика, отличника и в итоге злодея.

Вначале он искренне хочет помочь своей протеже в “Голодных играх”, и у него даже появляются к ней чувства. Но потом постепенно происходит перерождение. Его герой говорит: “После первого убийства я почувствовал власть”. И эти перемены он хорошо отыгрывает. Как белокурый ангел превращается в демона, который готов предать друга и сделать убийственное шоу еще изощреннее ради своей выгоды.

Читайте также: