Sherlock Holmes – одна из старейших украинских игровых серий. Дебютная игра Frogwares, Sherlock Holmes: The Mystery of the Mummy 2002 года сделана в жанре классических Point’n’click квестов от первого лица с заранее отрендеренными задниками. Игра имела успех и уже третий проект студии, о приключениях Холмса и Ватсона сделали полноценным 3D-action, оставаясь квестом в душе. Этой игрой стала Sherlock Holmes: The Awakened 2007 года. Именно ее переосмыслением занялась студия после полномасштабного вторжения.
Вынужденные меры
Разработка Sherlock Holmes The Awakened началась в конце марта 2022 года с расчетом закончить проект за год. Сжатые сроки, постоянные отключения электроэнергии, тревоги и бомбардировки так или иначе отразились на финальном качестве игры.
Понимая всю мрачную атмосферу и эмоциональное состояние в котором находятся разработчики, да и все мы, я все равно должен рассказывать как о достоинствах, так и о недостатках игры. Но как на них реагировать уже решать только вам.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/088a60f04ea0e6739902bbda855e162f.jpg
Над бездной в безумие
Начну с приятного и это самый важный аспект игры: история и ощущение настоящего расследования с тайными культами, мистицизмом и лавкрафтианской атмосферой не вызывает никаких нареканий.
В саркастическом, самоуверенном и прямолинейном Холмсе прослеживаются нотки мании преследования. С мыслью, что его хотят убить он начинает расследование, которое приводит его… в никуда, и что бы занять острый ум детектива, Джон Уотсон предлагает взяться за расследование пропавшего слуги лондонского богача.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/7456ae10e0eb73da9dee54d5187c5daf.jpg
The Awakened — прямое продолжение Chapter One, поэтому в течение игры время от времени упоминается Кордона и как события на острове повлияли на молодого Шерлока. Забегая наперед, судя по финалу игры, разработчики будут продолжать развивать именно эту версию Холмса. Скорее всего, следующие игры будут переосмыслением уже имеющихся историй (как The Awakened) и совершенно новые приключения тоже будут.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/3f1adf6f3b5ff69722ba2abe6ee3c34e.jpg
Возвращаясь к основной истории. Каждая зацепка заставляет героев заглядывать в разные уголки мира. Начинаем со знаменитой Бейкер Стрит залитой дождем, далее материковая Европа, затем Новый Орлеан и болота Луизианы, которая давно знаменита своей паранормальщиной и оккультными делами. И это даже не половина всех локаций, очень красивых и атмосферных, в каждой чувствуется индивидуальность.
Я практически не пользовался быстрым перемещением, потому что мне нравилось ходить по узким переулкам и по просторным улицам спрашивая у прохожих слышали ли они что-нибудь о случаях исчезновения людей.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/1edff3f4181c1b7fd33c50e3a7bea648.jpg
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/435c4d3e8516d3a68925c99bc74ebadc.jpg
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/6e93bb87cf2e512f8752ca089b83ee3e.jpg
В диалогах с ключевыми для сюжета персонажами даже присутствует система выбора, но, к сожалению, работает она как плацебо. В отдельные эпизоды трудно выбрать правильный вариант, потому что действительно «правильного» не существует и сцена приобретает напряжение от саспенса, но никаких последствий ваш выбор не несет.
В начале эпизода в психбольнице Уотсон должен сделать выбор, который должен повлиять на дальнейшую судьбу Шерлока и его самого, но этого не происходит. Доктор просто произносит выбранную реплику и сцена двигается по одинаковому сценарию и в дальнейшем никак не отзывается, хотя срежиссировано все так, что антагонистка эпизода прекрасно оценивает ситуацию. И пусть бы история двигалась к одной ключевой точке, хочется что бы этот маленький выбор хоть немного вносил коррективы в тропу, по которой следуют герои.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/ff93bead1540cb314306daacb3e8bdfc.jpg
Без спойлеров самого диалога
Прогуливаясь переулками можно встретить дополнительные задания, которые я категорически рекомендую выполнять. Их буквально по одному-два на каждую локацию и все они интересны, иногда трагические и жуткие. Обязательно выполните задание с куклами в первой локации, финал этой истории точно не оставит вас равнодушным.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/1ffbbd39cf6791e507c3e5e9fcfaaaa8.jpg
Другие квесты тоже интересны, они не связаны с основным сюжетом, но я все равно призываю их не игнорировать. Некоторые даже дают право выбора как поступить в финале и в этом случае выбор действительно работает.
Также могут встречаться активности, например, в Орлеане Холмс собирает в коллекцию объявлений о розыске преступников. Каждый плакат содержит описание преступника и вознаграждение. Кое-где эти описания забавны и ссылаются на разных попкультурных злодеев.
Только имейте в виду, что все второстепенные задачи (кроме одной) доступны только в Расширенном издании игры и такое решение немного странное, на мой взгляд.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/2a9153bbd1cb75f98872a1f66f0e9123.jpg
Что касается главных героев, то очень интересно наблюдать за персональным развитием Шерлока, Джона и их дружбы. Это первое большое дело напарников, и они все еще знакомятся друг с другом, постепенно раскрывая важные эпизоды своей жизни. Особенно это касается Джона и его военного прошлого. История и персонажи это лучшее и самое главное, что есть в этой игре и ради чего стоит в нее играть, поэтому больше о них ни слова.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/5dfa75f0aab5386913db0474f80c521c.jpg
Величайший детектив
Расследования проходят по одной схеме. Собираем зацепки, каждая из них имеет отметку, как именно ее нужно развивать: спросить у прохожих; найти ответ в архиве, указав правильные параметры поиска; составить психологический портрет, а также предъявить разные доказательства ключевому персонажу, или же допросить его ожидая, что он даст нам какую-нибудь зацепку или комментарий, которая откроет путь к следующему этапу расследования. Каждый этап завершается составлением имеющихся улик и зацепок в целостную картину в Покоях Мышления.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/0bb883f5f2f5d78f076d19e76c9d31cc.jpg
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/9b5b0b6ee13e4d10d3f271e5cee36a0b.jpg
Каждую механику расписывать не имеет смысла, но на психологическом портрете остановлюсь. Игра позволяет оценить внешний вид субъекта и обрисовать его психологический портрет, выбрав из двух вариантов. Проблема в том, что этот выбор ни на что не влияет. А мог бы, например, открывать способы решения проблемы или хотя бы изменять тон обращения Шерлока к этому персонажу.
Например, одного охранника можно определить как «умственно отсталого», или как «имеет критическое мышление и подвергает сомнению все вокруг», но выбранный вами вариант никак не повлияет на дальнейший разговор.
Выходит, что психологический портрет работает только как аргумент во время допроса, но именно выбор портрета ни на что не влияет. Шерлок все равно сведет свои аргументы к среднему арифметическому обоих портретов, что с одними персонажами работает гармонично, а с другими несколько обесценивает наш выбор и выглядит странно.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/0f4c66393adbbf27f7f2d807b8ca3817.jpg
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/dc52538efa1d8deccb02804d644f9383.jpg
В результате механики выбора в диалогах и психологический портрет какое-то время дают впечатление важности вашего выбора, но если вы захотите перепройти игру выбирая альтернативные варианты, то будете разочарованы отсутствия вариативности. На самом деле многие игры страдают этой проблемой, яркий пример, который уже стал мемом, это «Клемм запомнит ваш выбор» из The Walking Dead, из более новых это Cyberpunk 2077, в котором система выбора тоже не всегда работает.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/c9cc26dc65a6ede6d627f4a737ad903d.jpg
Составлять зацепки в кучу интересно, хотя иногда непонятна логика по которой нужно выбирать доказательства и наблюдения, иногда подходят несколько вариантов, но правильный только один.
В то же время игра никак не штрафует за ошибку, но если удастся собрать пазл с первого раза, получите дополнительные баллы, за которые постепенно открывается одежда для Шерлока и Уотсона, а также рендеры и иллюстрации к игре. Уже традиционно, в игре есть вышиванка для обоих персонажей.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/25c31c6e6488a2b5fffd136316ee94c5.jpg
В отдельные эпизоды игра позволяет исследовать место происшествия и составить визуализацию, что же произошло на самом деле. Эта механика имеет несколько точек, каждая из которых имеет разные вариации событий, открывающихся с исследованием местности. Как только доказательства и объекты были осмотрены, можно составить полную картину события, которую Шерлок дополнительно озвучит.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/9b7413c40e378baea80eab99d02ff7ce.jpg
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/c482d1f0dc59f386579097c815ad9b77.jpg
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/eea3560c40f36081f0e3ca70041d05a4.jpg
Игра не очень длинная, 10-12 часов, но в общем я описал все имеющиеся основные механики. Буквально несколько раз игра разбавляет рутину QTE, взломом замков и тиром в общей сложности из четырех-пяти выстрелов (я не шучу), но общей погоды они не делают.
Разработчики умело жонглируют механиками, что бы игрок не скучал, но игре не хватает полноценного эпизода с экшеном где-то в середине сюжета, что бы немного оторваться от репетативности расследования.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/8b230be34a351611d79cb64d87b74191.jpg
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/ad5636360212d91d8f544a31c1afce3a.jpg
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/2f655fd735497ffb05d162430a67c739.jpg
Из мелочей можно выделить иногда странные прыжки камеры во время смены планов в диалогах, но сюжетные заставки, которых не много, круто срежиссированы с интересными ракурсами камеры, хотя заметно как оператор любит крупные планы героев. Также встречалось несколько незначительных багов и опечаток в украинской локализации.
В целом, игра хорошо работает, за все прохождение только раз вылетела (и я не уверен, что виновата игра), проседание кадров в консольной версии я не заметил. На ПК игра тоже отлично оптимизирована, на моем уже далеко не новом железе (Ryzen 2700X и GTX1070Ti) игра всего несколько раз падала ниже 100 кадров на максимальных настройках графики.
https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/media.my.ua/feed/137/a303c38ba53e3e2ab0c8667f429e2960.jpg
Если вы еще раз просмотрите основные претензии к игре, то все они напрямую зависят от времени потраченного на разработку. И возникает вопрос, какова причина, что Frogwares решили так быстро выпустить игру, хотя видно, что, несмотря на линейность, в нее заложены интересные механики, которые есть куда развивать, был бы у команды еще полгода-год.
Если закрыть глаза на то, что это игра украинских разработчиков, то, пожалуй, она заслуживает оценки 3,5/5. Но с учетом условий в которых она была сделана, у меня не поднимется рука поставить ниже 4/5.
Разработчики уже неоднократно показали, что умеют работать над ошибками и улучшать свои идеи с каждой последующей игрой, поэтому большинство перечисленных недостатков, скорее всего, являются следствием минимального бюджета и причин, которые я указал в начале обзора.
В игре иногда встречаются отсылки на современные реалии украинского народа. Иногда эти отсылки забавные.
Sherlock Holmes The Awakened — хорошая игра, с несколькими не до конца реализованными механиками, которые совершенно не помешали получить удовольствие от увлекательной истории наполненной страхом и безумием. Если в первую очередь вас интересует история и вы готовы к повторяемому геймплею, то Sherlock Holmes The Awakened точно заслуживает вашего внимания.
/**
* SINGLEs post
*/
/**/
/* Stars & TTX in articles */
#rating-and-tth{
background: #F8FAFC;
padding: 40px 50px;
}
.articles-meta {
margin-top: 35px;
}
.articles-meta .rating {
float: left;
clear: both;
width: 100%;
line-height: 1;
margin-bottom: 10px;
}
.articles-meta .rating .l {
float: left;
margin: 0 20px 0 0;
font-size: 64px;
color: #109BFF;
font-weight: bold;
}
.articles-meta .r {
float: left;
padding-top: 7px;
}
.articles-meta .r .star {
font-size: 20px;
font-family: «stars»;
color: #FF6E04;
}
.articles-meta .r .txt {
color: #7E868B;
font-size: 17px;
padding-top: 10px;
}
.articles-meta .summary {
float: left;
clear: both;
width: 100%;
/*border-bottom: 3px solid #E4E4E4;*/
margin-bottom: 5px;
}
.articles-meta .summary .summary-row {
padding-top: 15px;
/*border-top:1px solid #ccc;*/
/*margin-bottom: 15px;*/
font-size:17px;
}
.articles-meta .summary .summary-row strong {
font-size: 20px;
color: #109BFF;
display: block;
margin-bottom: 10px;
}
/**/
.ttx {
float: left;
width: 100%;
clear: both;
}
.ttx .ttx-table .notify-me {
background: transparent url(«/wp-content/plugins/itc-hotline-linker/i/bg_price_mail.gif») no-repeat 0 0;
font-size: 12px;
padding-left: 25px;
font-weight: normal;
font-size:0.9em;
}
.ttx .ttx-table .hl-price {
color: #777;
font-size: 15px;
font-weight: 700;
text-decoration: none !important;
}
.ttx .ttx-table .hl-compare-prices {
color: #fff;
font-size: 15px;
font-weight: 700;
background: #f58b01;
padding: 5px 10px;
display: inline-block;
text-decoration: none !important;
margin-top: 4px;
}
.ttx .ttx-table .hl-compare-prices:hover {
opacity: 0.95;
}
.ttx table tbody td {
font-size:14px;
}
4
Оценка ITC.UA
Плюсы:
История; второстепенные задачи; атмосфера; дизайн окружения; музыка
Минусы:
Не полностью раскрыты заложенные механики; отсутствие хотя бы одного экшен эпизода; большинство второстепенных задач только в Расширенном издании
Вывод:
Sherlock Holmes The Awakened имеет несколько недоработок и медитативный геймплей, но в итоге, в памяти остается интересное приключение, наполненное мистицизмом и ужасом, который не поддается описанию.