Личность. Вехи истории в именах
Акира Куросава стал символом новой послевоенной Японии. Как и его Родина, он смог с достоинством, а главное успешно объединить национальную традиционную цивилизацию с наступающей европейской. Его стилистика, как режиссера, сочетала сплав изобразительных традиций немого кино, лучших находок советских фильмов и приемов, характерных для Золотого века Голливуда. Он одинаково хорошо владел и динамичным монтажом, и традиционными японскими длинными планами, и мобильной камерой. А кроме того, писал глубокие и философские сценарии к своим фильмам.

Куросава родился 23 марта 1910 года в пригороде Токио Татикаве в семье кадрового офицера и потомственного самурая. Акира был самым младшим из восьми детей и рано проявил склонность к живописи. В начальной школе Акира увлекся боевым искусством кендо. Его брат Хейго был комментатором немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью). Хейго часто водил Акиру в кинотеатры, но в молодом возрасте старший брат ушел в горы и покончил с собой…

В семнадцать лет Акира Куросава поступил в школу живописи и некоторое время работал художником. Вершиной его достижений в этой области стала картина “Сэйбуцу”, принятая на престижную выставку “Ника-тэн” в 1928 году. Но не сумев поступить в колледж, 20-летний Акира решил искать счастья в кино. Наконец, в 1936-м, с честью выдержав большой конкурс на место помощника режиссера Кадзиро Ямамото, Куросава был принят в компанию “PCL”, преобразованную вскоре в студию “Тохо”. В обязанности Куросавы на первых порах входило написание сценариев. Многие из них так никогда и не были реализованы, зато печатались в журналах, завоевывая благожелательные отзывы критики и многочисленные награды.

В 1943-м Куросава по собственному сценарию снял свой первый фильм “Легенда о дзюдо” (по-японски “Сугата Сансиро”). В военном 1944-м Куросава поставил картину “Самые красивые” – о жизни девушек, работающих на военном заводе. Сразу после окончания съемок 21 мая 1945 года Куросава женился на исполнительнице главной роли Його Якути, а 20 декабря в молодой семье родился первенец Хисао. Между тем, после войны на студии “Тохо” большое влияние приобрел профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом движении. Вместе с другими режиссерами “Тохо” он выпустил фильм о профсоюзах “Творящие завтрашний день” (1946), после чего пришел к выводу, что коллективное творчество ему противопоказано. За мелодраматическую историю о двух влюбленных “Веселое воскресенье” (1947) Куросава был удостоен звания “лучший режиссер года”, но сам он считал свою работу далекой от идеала.

Переломным в жизни и творчестве Куросавы можно считать 1948-й. В феврале умер его отец, что явилось страшным потрясением для Акиры, зато в том же году он встретился с малоизвестным актером Тосиро Мифунэ. Первая их совместная работа “Пьяный ангел” (1948) стала, по признанию Куросавы, первой по-настоящему независимой его картиной. Свой эпохальный фильм “Расемон” (1950) Куросава поставил в жанре исторической драмы, получившей главный приз Венецианского фестиваля “Золотого Льва святого Марка”. После этого киноведы всех стран открыли для себя японский кинематограф.

А вот в самой Японии критики-традиционалисты называли Куросаву “западником-космополитом”. Ему в укор ставили увлечение русской литературой, немецкой музыкой и американским кино. Но Акира Куросава уже стал фигурой мирового масштаба и мог не обращать внимания на подобные выпады. В стране восходящего Солнца его уважительно называли “Мастером”, “Учителем” и даже “Императором”. Чтобы доказать свой космополитизм, на гребне славы Куросава поспешил экранизировать в 1951-м роман “Идиот” Федора Достоевского.

4 ноября 1952-го умерла мать Куросавы Шима. В этом же году Акира снял один из своих самых печальных фильмов “Жить”, отмеченный премией “Серебряный медведь” на Берлинском кинофестивале 1954 года. А 29 апреля того же года у режиссера родилась дочь Казуко.

В апреле 1959 года Куросава основал собственную кинокомпанию “Куросава про”. А первой картиной, снятой на личные деньги, стала вольная интерпретация шекспировского “Гамлета” под названием “Злые остаются живыми” (1960). Вот только гениальный режиссер оказался неважным бизнесменом. Эта лента, как и другие фильмы Куросавы того периода (в том числе “Рай и ад” -1963 и “Красная борода” – 1965), имели скромный прокат. Кинокомпания “Куросава про” оказалась на грани банкротства.

В 1966 году Акира согласился поставить в Голливуде свой фильм “Поезд-беглец” с американскими актерами. А через год взялся за японские эпизоды картины опять же по своему сценарию “Тора! Тора! Тора!” (“Тигр! Тигр! Тигр!” – кодированный радиосигнал о нападении японцев на Перл-Харбор). Но в результате разногласий с продюсерами компании “XX век – Фокс” в декабре 1968 года Куросава прервал съемки. Их продолжили другие режиссеры, причем американцы объявили, что у Акиры серьезное нервное расстройство. Куросава разорвал контракт с компанией, выплатил неустойку и возвратился в Японию ни с чем.

Приступы горького разочарования для режиссера едва не закончились трагически. В декабре 1971 года он заперся в ванной и вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но пару лет режиссер восстанавливал душевное равновесие, а точнее психическое здоровье.

В марте 1973 года он параллельно с советским писателем Юрием Нагибиным начал работу над сценарием фильма “Дерсу Узала”. Натурные съемки проходили в Уссурийской тайге. Более двух лет длилась работа, и только в 1975 году он вышел на экраны, получив “Золотой приз” Московского международного кинофестиваля, а затем и голливудский “Оскар”, как лучший иностранный фильм года.

Вернувшись в Японию, Куросава из-за финансовых проблем был вынужден заняться рекламой виски в своем загородном доме, причем в нескольких роликах снялся сам. В это же время он опубликовал две книги: “Попытка автобиографии” (1978) и “Кагемуся” (1979). Последняя представляла собой сценарий с собственными рисунками автора к фильму. Картину “Кагёмуся” (1980) финансировали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас, фильм получил “Золотую пальмовую ветвь” в Каннах, французского “Сезара” и выдвигался на “Оскара” в двух номинациях.

1 ноября 1983 года в Йокогаме открылась студия “Куросава-фильм” и режиссер снова возвратился к некоммерческому Шекспиру. На этот раз он написал сценарий по “Королю Лиру”: фильм был создан в 1985-м под названием “Ран”, выдвигался в четырех номинациях на премию “Оскар”, в том числе за режиссуру, но ни одного “Оскара” не получил. Впрочем, Куросава был печален не поэтому: 1 февраля 1984 года в возрасте 63-х лет умерла его жена Його Якути. Уже в марте 1990 года Акира Куросава все же получил второй, правда, уже почетный “Оскар” за вклад в киноискусство. Режиссер умер 6 сентября 1998 года.

Р.S.: Акира Куросава: “Люди не способны говорить о себе без прикрас, не могут жить без лжи, дающей им возможность казаться лучше, чем они есть на самом деле… Эгоизм – вот грех, который человек несет с собой с самого своего рождения”.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ

Подпишитесь на новости

от myua