Кадр из фильма «Небеса подождут»

В уикенд 13-14 февраля в афишах украинских кинотеатрах появятся 13 новых прокатных названий. Среди них и альманах короткометражек («Любовь — это…»), и мультфильм («Аинбо: Дух Амазонки»). Учитывая уникальную ситуацию, когда почти планетарная остановка кинопроизводства, обусловленная пандемией, заставила дистрибьюторов и кинотеатры показывать старые ленты, большинство фильмов в мировом и украинском прокате тоже датированы прошлым годом. А также 2019-м, 2013-м (как в случае второй части трилогии «Хоббит») и даже 2002-м годами («Властелин колец: Две башни»). И только один является полноценной премьерой 2021-го — «Заступник».

В перечне есть фильмы британские («Проклятый дом — 4», «Дэвид Боуи: История человека со звезд»), немецкие («Небеса подождут», «Маленькие волшебницы»), нидерландские («Аинбо»), а остальные — американские.

Из всех перечисленных фильмов стоит обратить внимание на «Заступника» Роберта Лоренца и «Небеса подождут» Андре Эркау.

Постер к фильму «Заступник»

«Заступник»

Жанрово и стилистически «Защитник» — из добрых 80-90-х годов, а вот тематически — очень даже современный, и более того, остро злободневный.

«Олдскульность» идет от Роберта Лоренца, который проработал вторым режиссером в большинстве последних фильмов 90-летнего Клинта Иствуда и дебютировал 9 лет назад фильмом именно с ним в главной роли. И в «Заступнике» главный герой Джим Хенсон в исполнении Лиама Нисона, тоже очень похож на Иствуда — такой же сухой, уверенный и выполняющий сложную миссию.

Начинаясь на границе штата Аризона с Мексикой как криминальный экшн, фильм переходит в роад-муви и движется по дорогам Соединенных Штатов в Чикаго. Герой Нисона везет мальчика-мексиканца, чью маму убили на границе приспешники картеля. И здесь важная деталь в том, что герой работает именно на границе, рейнджером, присматривая за кордоном и нелегалами, а мальчик как раз и есть нелегал. Дядя мальчика немного картель, и его семья автоматически стала мишенью, мать погибла, теперь картель охотится на него.

Фильм апеллирует к коррупции в американской полиции, показывая, как картели контролируют границу и беспрепятственно передвигаются по США. Реальный размах преступности с похищением людей, торговлей наркотиками и оружием, и усиленный политическим обострением между Мексикой и США, и становится тематическим, жизненным фоном «Заступника». Полиция в очередной раз ничего не может сделать, и только добрый самаритянин разруливает ситуацию.

Но как? Только в обход закона! Например, Джим хитростью выводит мальчика с участка, где его уже готовили для депортации якобы к родственникам. Затем он так же незаконно покупает оружие в магазине, где выгодно торговать за кэш, чтобы не платить налоги, и где владелец закрывает глаза на отсутствие документов у покупателя, учитывая его военное прошлое. Все происходит, как в жизни — люди договариваются, тихо нарушая закон.

Режиссер тоже немного обманывает зрителя (или просто не в силах не обманывать): экшн быстро угасает, а роад-муви — это уже совсем другой жанр. Драматически же все выдержано ровно, то есть заявленный в описании фильма триллер, который потребовал бы все нарастающего напряжения, не надо принимать за чистую монету. Впрочем, есть в этом и позитив. Минус один жанр — это плюс зрителю для полного понимания ситуации, да еще и можно успеть сродниться с героями.

Мальчик (Джекоб Перез) — милый, но проходной персонаж — он не раздражает, и это уже хорошо. Все держится на Нисоне, в него влюбляешься сразу, а с его героем легко себя отождествить за счет его грамотно продуманной истории, в которой хоть и мало подробностей, но все они составляют точный портрет. Будучи рейнджером, у него есть еще и свое ранчо, но он едва сводит концы с концами, потому что обнищал из-за бешеных счетов, выставленных после лечения жены от рака, да еще и безрезультатного — жена год назад умерла. Его дочь служит в полиции, и называет его не «папа», а «Джим». У Джима есть любимый пес. Но нет телефона («Мне и так никто не звонит»), и это его вполне удовлетворяет. Знакомство с мальчиком — это вызов его одиночеству и пониманию действительности, где граница была непоколебимой ценностью, а нелегал остается нелегалом.

Но, возможно, самым ярким — во всех смыслах — эпизодом фильма является сжигание денег, тех самых, за которые семью мальчика «заказали». «Мне не нужны деньги картеля», — пафосно говорит мальчик. «Тогда и мне тоже», — неожиданно отвечает Джим, высыпая тысячи долларов в костер… Это заявка на образ жизни и на установку новых правил. А с тасованием правил перед глазами зрителя фильм хорошо справился. Крепкий середняк, «Заступник» стоит тех денег, которые за него платишь.

Кадр из фильма «Небеса подождут»

«Небеса подождут»

«Небеса подождут» — тоже роад-муви, в нем тоже тема онкологии и смерти является исходной, и этот фильм тоже берет за основу реальность. Снятый по подлинным событиям, он повествует о 16-летней немке, которая после своего выпускного узнает, что больна неизлечимой формой рака. И вместо химиотерапии пускается во все тяжкие — едет в Париж, где со своим парнем решила лишиться девственности. Но поскольку родители ее не пускали (одного из родителей играет Тиль Швайгер), он поехал один, а она — убегает через несколько дней, используя неожиданную возможность в виде первого попавшегося, кто мог управлять машиной и сам вызвался ее отвезти. Конечно, этот «первый попавшийся» не абы кто — красавчик, мотогонщик, звезда бродячего цирка, который сногсшибательно гоняет внутри сферы.

Следующие три дня их тура на двоих — это шоу молодых, антисоциальных, богохульных и находящихся «на пределе» парня и девушки. Они смеются, дурачатся, ссорятся, грабят. Она напивается и делает тату «Бог такой засранец» (оригинальное название фильма). Он признается, что его мать покончила с собой, когда ему было 13. Их обоих застают в отеле ее родители, конечно, злые из-за того, что пришлось преследовать дочь-беглянку, и застают ее в неоднозначный момент, когда она достает из его задницы кусок стекла после неудачного ограбления магазина на бензозаправке…

Полные клише и вездесущих гэгов, но весело-драматические, «Небеса…» из того рода фильмов, где надо выключить мозг, лишний для этого кино, и расслабиться. Но, в защиту «Небес…», надо сказать, что клише — это лишь половина фильма, а в целом же можно получить симпатичный материал для анализа. Например, украинское название фильма, отличное от оригинального, очевидно апеллирует к фильму «Достучаться до небес», знаменитого в 90-х, где так же играл Швайгер, и это тоже было антисоциальное роад-муви, тоже об ограблении, смерти и море. Злая фразочка, которую набивает себе на грудь дочь, апеллирует и к ее отцу, пастору. А то, что пастора-отца играет Швайгер — одна из гомерически смешных деталей, потому что этот актер — антирелигиозный, известный ловелас, неординарно предлагавший учить детей науке о человеческой сексуальности с детства, с 5-6, а еще лучше с 4-х лет… И при этом в фильме есть момент, когда родители главной героини сидят около отеля, в котором у их дочери будет первая ночь любви.

Неприхотливость, если не сказать примитивность сюжетных ходов, существенно ломают настроение уже на середине фильма. И его восприятие кардинально меняется в финале, когда слышишь слова, избитые в быту, но, произнесенные с экрана и в таком контексте, что кажутся до конца понятными и значимыми: «Важно не то, насколько длинна у тебя жизнь, а насколько она красива… Люби жизнь, и прямо сейчас, и без оговорок. Потому что она может быстро закончиться».

Легкая сентиментальность, а по факту — жизненная драма, в «Небесах…» вполне адекватна — благодаря и реальной истории, и реальности нашего времени. Здесь есть от чего улыбнуться и даже хохотнуть, есть от чего скривить рот, морщась от идиотизма сценаристов, а в финале — пустить скупую слезу. Вполне достаточно для любителей такого кино.

Автор: Ярослав Пидгора-Гвяздовский

от myua